"Ақмола обласы білім басқармасының Жақсы ауданы бойынша білім бөлімі Моховое ауылының негізгі орта мектебі" комуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Основная средняя школа села Моховое отдела образования по Жаксынскому району управления образования Акмолинской области"

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

«Организация исследовательской деятельности школьников при обучении географии»

28.01.2017

Школьный

учебный процесс, даже хорошо построенный, вызывает у школьников скуку, страх и

другие отрицательные переживания из-за того, что каждый учитель – предметник

создает культ предмета, культ заучивания подряд содержания учебника по

предмету.

         Интересы школьника нельзя «втиснуть» в

рамки учебной программы. Они гораздо шире, разнообразнее и отвечают различным

видам деятельности в области исследований и главным принципов работы с

учащимися должен являться принцип предоставления возможностей (или создания

условий) для предметной творческой деятельности и диагностики продуктивности

значимого для ребенка результата этой деятельности за определенный период.

         Предоставление таких возможностей

реализуется через разнообразные формы образовательной деятельности: групповые и

индивидуальные учебные занятия; практикумы; выезды различной направленности;

научно-исследовательские экспедиции; открытую научно-практическую конференцию;

региональную научную стендовую выставку.

         На базе школы исследовательская

деятельность складывается как система. Конференция и выставка являются наиболее

перспективными формами образовательной деятельности, которые обеспечивают

развитие элементов научного мировоззрения, общего кругозора, внутренней

культуры и познавательной активности учащихся и способствуют развитию

проектного подхода к развитию исследовательской деятельности учащихся.

         Под влиянием исследовательской

деятельности учащихся формируются педагогические кадры.  Педагоги осваивают методики исследования и

эксперимента, знакомятся с новейшими теоретическими разработками в области

психологии мышления и креативности. У педагогов возникает необходимость

повышения уровня профессионального мастерства.

         Обмен опытом на методических

объединениях, семинарах педагогов, на совещаниях – все эти мероприятия повышают

эффективность образовательной работы, расширяют потенциал педагогов и влияют на

качество образования, но в то же время, возникает проблема коррекции образовательных

программ.

         Процесс совершенствования форм

организации исследовательской деятельности учащихся – это организация и

проведение научно-исследовательской конференции, а для этого необходимо в

ближайшее время решить следующую систему задач:

·       

повышение

профессиональной компетентности педагогов;

·       

совершенствование

деятельности педагогов в организации учебно-исследовательской деятельности

учащихся;

·       

разработка

и реализация системы мониторинга качества образовательного процесса;

·       

обеспечение

психологического сопровождения индивидуального развития детей;

С помощью данной

модели организуется исследовательская работа школьников на достаточно высоком

профессиональном уровне. Так же данная модель помогает учащимся овладеть

алгоритмом научного исследования – системой постоянных и строго определенных

действий.

         Цель ученического исследования

–глубокое и прочное усвоение программного материала, формирование у учащихся

исследовательских навыков. Не исключено, что в процессе исследования учащиеся

могут получить какие-либо новые данные, но они не будут носить характер

научного открытия.

         Поскольку методы географии требуют, в

основном, коллективной работы, необходимо применять структуру группового

ученического исследования. К тому же, как показал опыт, и сами ученики охотнее

решают любую проблему в группе.

         В ходе учебно-исследовательской работы

по географии используются разнообразные источники: текст учебника,

научно-популярная литература, хрестоматии, документы, статистическая

информация, материалы СМИ и Интернета и многое другое. Эти источники

различаются по степени дидактической обработанности, характеру

содержащейся  в них информации. При их

отборе требуются руководство и помощь со стороны учителя.  Посредством использования следующих методов

исследования: анализа методической, психолого-педагогической литературы,

самоанализа уроков, практической работы по внедрению учебно-исследовательской

деятельности, изучения передового педагогического опыта, доказано, что

использование метода учебно-исследовательской деятельности способствует

реализации творческого потенциала школьников, формированию их научных взглядов

и успешному усвоению социально-экономической и физической географии.

         Учащиеся

убеждаются в том, что: для выработки собственной позиции по актуальным

общественным, географическим  и

экологическим проблемам важно обладать широкой и разносторонней информацией,

знать факты, законы, закономерности, оценки, существующие по конкретной

проблеме точки зрения; собирать эмпирическую информацию помогает использование

научных методов исследования в географии(наблюдение, прогнозирование,

статистика, моделирование и так далее); необходимо так же правильно

интерпретировать полученные географические данные, делать выводы.

         Важно

учитывать, что знания, воспринимаемые готовыми от учителя, не ведут к развитию

мышления. Как отмечал С. Л. Рубинштей: «Всякая попытка воспитателя – учителя

«внести» в ребенка познание и нравственные нормы минуя собственную деятельность

ребенка по овладению ими; подрывает самые основы здорового умственного и

нравственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств».

Использованная литература:

1.    

Барабанов

В.В. «В помощь учителю географии» - СПб.: ВЛАДОС, 2000-210 с

2.    

Колесников

Л.Ф. Школа: время перемен: из опыта работы школ Новосибирской области – 2-е

изд, переработанное и дополненное. – М.:Педагогика, 1987- 144 с

3.    

Кочетов

А.И. Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми: Книга для

учителя.М.:Просвещение, 1986-160 с

4.    

Леонтович

А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения.

Народное образование, 1999-№10 – с- 42-47

 

 

Зам.по

УВР                                                             Г.Ахметова

Просмотров: 259


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст